Еще подростком я любил слушать рассказы стариков о славной прошлое нашего края. Особенно Д.Ф. Щадей и И.В. Иваницкого из Нижнего Студеного, родившихся еще в начале ХХ века. Их уже давно нет на этой суетной земли (светлое им царство небесное), но их рассказы навсегда запечатлелись в моей памяти.
Первый был прекрасным садовником. Это по его инициативе в колхозе имени Кирова в 50-60 годы ХХ в. были заложены на грунте под седыми Бескидами чудо-сады, которые давали замечательные урожаи яблок, груш, черешни, слив всемирно известных сортов "Итальянка", "Ренклод", а также черной смородины и винограда. Мы, ребятишки, за небольшую плату выполняли всевозможные работы в колхозном саду.
По их проведения Д.Ф. Щадей часто собирал нас, чтобы в тесном кругу рассказать о своей жизни на этой суетной земле. Ведь он участвовал в первой мировой войне на стороне Австро-Венгерской империи, был ранен, встречался с воинами российской (царской) армии, в состав которой было зачислено много украинского. Со слезами на глазах рассказывал, как ему не хотелось стрелять в братьев-славян.
А еще и о том, сколько их погибло на ратном поле в Австрийских Альпах, на Итальянском фронте, где ему также пришлось "понюхать" пороха. С отступлением царской армии на Западном фронте немало русинов-закарпатцев покинули родные дома. Некоторые из них дали о себе знать только после окончания Великой Отечественной войны.
Но, пожалуй, наиболее ярко-волнующими были рассказы Дмитрия Федоровича об участии в действиях Карпатской Сечи. Сегодня я понимаю, почему в те годы он несколько и скрывал. Ведь за упоминания об освободительной борьбе Карпатской Сечи и становление Карпатской Украины в послевоенные времена можно было надолго попасть под "колпак" КГБ.
Мои размышления по поводу этого выстраиваются в строки в канун очередной годовщины провозглашения на территории Серебряного земли нового государства в центре Европы. Этому делу посвящено сотни фундаментальных работ ученых-историков, публицистов, журналистов, в том числе и уроженцев Верховины - поэта-лауреата Национальной премии им. Т.Г. Шевченко Петра Скунца, верховинского будителя Василия Гренджи-Донского и академика Николая Вегеша.
К сожалению, ни в исторических источниках, ни в воспоминаниях современников тех бурных событий не упоминаются фамилии Д.Ф. Щадей и В.И. Иваницкого. Однако уже покойный (царство ему небесное), бывший работник Межгорского райсуда И.И. Медулич неоднократно отмечал их участия в освободительной борьбе тогочасся. Ведь оба были уважаемыми людьми в Студеном. Имели за плечами 4 класса церковно-приходской школы, которыми в довоенные времена особенно занимался наместник Верхньоверховинський Эмилиан Мустиянович, солидные домашние библиотеки религиозно-познавательного направления. Несколько позже интересовались и советской периодикой. В те времена Василий Иванович Иваницкий начал массовое вертепное колядования в честь торжественного празднования Рождества Христова. Со своими учениками на этих действ он побывал не только в окрестных селах, но даже у В. Быстрому, Синевире.
Он самостоятельно определил пасхалии на 1956-2078 годы, которые в 1968 году я переписал на его назойливое просьбу. Эта рукопись храню как реликвию, дань памяти об этом замечательном человеке, патриота нашего края. Кстати, его два сына проповедовали слово Божие на стезе священнослужителей в Межгорском и Воловецком районах. Кроме них, воспитал и 4 дочерей, одна из них - уже почтенного возраста Агафья, также неоднократно говорила мне об участии ее отца в славных деяниях Карпатской Сечи.
Но не самой большой тайной Иваницкого были посажены возле дома ясени в 1944 году. Любитель природы от Бога сначала посадил три маленькие деревцята за домом, а осенью выкопал вместе с почвой, переплел их в виде символического "трезубца" и посадил перед своим домом. Это чудо - творение рук человеческих и сегодня украшает семейное подворье (см. фото - М.Ш.), принадлежащего внучке и находится неподалеку Нижньостуденивськои ООШ I-II вв. Даже на склоне лет Василий Иванович так и не сказал, что означает это переплетение ясеней.
Я хорошо помню летние каникулы 1970 года, поскольку еще учился в финансовом техникуме во Львове. Иваницкий однажды пригласил меня домой и повел рассказ о городе древнего Льва, Галиция и тогдашнюю Западную Украину. Для меня это была особенно неожиданная и приятное событие. Ведь свой рассказ он подтверждал вырезками из газет довоенного и послевоенного периодов, пожелтевшими от времени бумагами, документами. Были среди них и чешские избирательные бюллетени, цвет каждого подчеркивал принадлежность к той или иной политической партии. На некоторых документах я впервые увидел трезубец, а дядя, смеясь, заметив мою заинтересованность этим символом, спросил: "Скажи, не похожи мои ясени на этот знак?" Сходство была большой, конечно, но я этого тогда не понимал. Как не очень близко воспринял и его заверения, что этот знак станет гербом Украины, которая будет иметь свою государственную атрибутику и символику. Его пророческие слова таки сбылись и дай Бог, чтобы наша свободная ненька-Украина вышла таки на ключевые позиции в мире.
После этого у нас было еще множество интересных встреч, при которых каждый раз я пополнял свои знания, обогащал мировоззренческие позиции. Однажды Василий Иванович показал мне вырезку из газеты "Правда", в которой утверждалось, что на территории СССР проживает 108 наций и народностей. В то же время отметил, что это далеко не полный перечень. Поэтому с его помощью я под № 109 записал "цыгане". "Ты прав, - сказал Василий Иванович, - ибо и этот народ нужно учить, приучать к оседлому образу жизни". И таки "доверился" мне полностью, сказав, что придет время и я не раз вспомню о его ясени, если они не "засохнет" ...
Пришло время и весь мир узнал о героической борьбе воинов Карпатской Сечи, освободительная борьба строителей Карпатской Украины и ее президента, славного уроженца Верховины, Героя Украины (посмертно) Августина Волошина.
Поэтому не пройду мимо сказать, что оба сечевые стрельцы свое время были дьяками греко-католической церкви в Студеном. Даже несмотря на то, что за "советов" испытывали немало притеснений. Как творили эти люди добро, так и умерли почти одновременно, с разрывом в несколько месяцев. Только с обретением Украиной независимости наступила возможность воскресить в памяти народной добрые деяния Д. Щадей и В. Иваницкого, ясеневый трезубец которого - является своеобразной мемориальной доской героям-землякам нашего зеленоглазой края.