Есть среди них лица с физическими недостатками, но в основном это люди вполне здоровые, которые могли бы зарабатывать себе на жизнь не милостями прохожих, а нормальной, хотя и неквалифицированным трудом. Однако они идут более легким путем, выпрашивая у нас с вами наши трудовые копейки и гривны.
Впрочем, сказав о копейки я, как говорится, переборщил. Потому что сейчас подавать нищему металлический мелочь уже считается почти неприличным. Да и сами люди, которые просят нашей помощи иногда презрительно морщатся, когда им бросают в шапки или кружки монеты разного номинала, потому что, очевидно мысленно считают таких "благотворителей" жадиной.
Честно говоря, я не знаю, существует ли в нашей стране запрет или какие-то ограничения на попрошайничество. Во всяком случае хустские милиционеры никак не реагируют на людей с протянутой рукой. Поэтому последние чувствуют себя вполне свободно, энергично занимаясь своим ремеслом. А прохожие в свою очередь демонстрируют благосклонное отношение к ним, уменьшая свои семейные бюджеты на суммы, которые напрямую зависят от внешнего вида того или иного просителя. Наибольшее сочувствие у них вызывают люди с определенными физическими недостатками - безногие, безрукие, с травмами лица и т. д. Вслед за ними идут ковдуны с несовершеннолетними детьми. А уже после них прохожие максимально розкошеливаются на нищих с музыкальным сопровождением. Это могут быть и пение, и инструментальная музыка.
Штатным местом для музыкальных нищих давно уже стал угол улиц Репина и Карпатской Сечи. Еще до недавнего времени базарными днями его сменно оккупировал баянист и певец по имени Михаил. Однажды, бросив ему гривну, я поинтересовался у него, как он дошел до такой жизни. Михаил охотно рассказал мне свою грустную историю. Прежде чем стать инвалидом, он ежегодно выезжал в Харьковскую область на заработки-сооружение жилья и хозяйственных объектов. Однажды, работая на строительстве коровника одного из совхозов района он и получил травму позвоночника, когда на него упала железобетонная плита. В результате - паралич обеих ног и передвижения на инвалидной коляске. Сам Михаил живет в Иршаве. Но попрошайничать там ему стыдно перед знакомыми и родственниками. Так вот в базарные дни он приезжает в Хуст и занимает свое "штатное" место на углу вышеупомянутых улиц. Здесь он исполняет под собственный аккомпанемент для прохожих украинские и русские песни. Коронным номером господина Михаила среди знатоков нищенской музыки считалась известная песня на слова Сергея Есенина "Ты жива еще, моя старушка", которая в подвыпивших прохожих всегда вызывала скупую мужскую слезу.
Глагол "вызвать" я употребил в прошедшем времени не случайно. Потому что с позавчерашнего дня, на штатном городе иршавского нищего появилась новое действуещее лицо - скрипач, которого вы видите на фото. В отличие от своего предшественника он не поет, а лишь играет на собственном инструменте тоскливые мелодии неизвестных композиторов. На оригинальной конструкции для сбора денег у него красуется надпись: "Люди добрые, простите, я болею сердцем, дай вам Бог здоровья". Не знаю, действительно ли у этого человека сердце выполняет свои обязанности неудовлетворительно. Но впечатление нездорового человека он действительно производит. Поэтому прохожие подают ему достаточно систематически и щедро. По крайней мере на хлеб с маслом или колбасой ему должно хватать. Уверен, что легенду или подлинную историю своего попрошайничество он тоже имеет в своем активе. Возможно, если этот скрипач и в дальнейшем будет появляться на углу улиц Репина и Карпатской Сечи я осмелюсь узнать о его судьбе из его собственных уст. Однако совсем не для того, чтобы пересказать биографию читателям. В данном случае меня больше интересовать социальный статус этого музыкального нищего так же, как и его коллег по выпрашивание подаяние. Именно этой стороной "деятельности" нищих должны заниматься правоохранительные органы и государственные чиновники. И тогда мы бы не имели на улицах города людей, живущих за счет нашего альтруизма.
Бывший руководитель горрайонного отдела внутренних дел рассказал мне о нищенском клане, главарь которого жил, как настоящий цыганский барон: жил в современно обставленных трехэтажном коттедже, имел две иномарки и домашнюю работницу, которая обслуживала его жену и троих детей. В современном Хусте я не знаю таких нищенских баронов. Но это не означает, что современная власть не должна обращать внимание на социальное явление, о котором идет речь. Во-первых, потому, что нищие портят имидж нашего города. А во-вторых, потому, что некоторые из нищих действительно нуждаются в медицинской и бытовой помощи. А это прямая обязанность любой власти о социально незащищенных слоев населения. Я абсолютно уверен в том, что соответствующие государственные структуры должны взять на учет всех нищих города. В первую очередь для того, чтобы как говорят отделить зерна от плевел, то есть физически здоровых, способных работать нищих от тех, кто симулирует свою инвалидность.
Все сказанное выше вовсе не означает, что я не сочувствую людям с протянутой рукой, которые действительно требуют внимания и социальной помощи. Но для этого правоохранители и государственные чиновники должны покинуть свои кабинеты, чтобы разобраться, кто есть кто в нищенской среде города и района. Только при таком подходе они могут помочь этой категории людей и сделать привлекательным древний, и в прошлом интересен для туристов, районный центр.