"И сказал им Ангел: не бойтесь, я возвещаю вам великую радость, которая будет всем людям… и внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение"
(Лк. 2. 10, 13-14).
Явление в мир Христа Спасителя было торжественно воспето не только Ангелами. Эта Ангельская песнь была услышана и человеческим слухом. Преподобный Роман Сладкопевец, составляя духовный гимн Рождеству Христову, богодухновенно провозгласил: "Дева днесь Пресущественного рождает и земля вертеп Неприступному приносит. Ангели с пастырьми славословят, волхви же со звездою путешествуют: нас бо ради родися Отроча младо, Превечный Бог" (Кондак Рождеству Христову).
Другой богопросвещённый песнописец, в стихире на "Господи воззвах" в праздник Навечерия Рождества Христова, говорит, что всё творение принесло подарок Богу: "Небо-звезду; Ангелы – пение; пастухи – чудо (то есть искреннее благоговение, веру и радость); волхвы – подарки; даже земля, и та принесла в подарок вертеп, а пустыня – ясли. А что мы принесли?!- спрашивает дальше песнописец, и сам же и отвечает за всех нас: а мы,- подарили Деву".
Сегодня и мы, подражая древним мудрецам-волхвам и простым пастухам, приходя к вертепу, где родился Богомладенец Христос, должны бы спросить себя: а что мы принесём к яслям, которые приняли ныне Невместимого Бога?
Пусть же главным нашим подарком, который мы, жертвенно можем принести к Вифлеемским яслям, будет любовь – жгучая и неугасимая любовь к Господу Богу и друг к другу. Пусть заповедь Христова "Любите друг друга" (Ин.13.34; 15.12,17) станет для каждого из нас ежечасным правилом, ибо по тому и узнают нас, что мы ученики Христовы, если будет между нами любовь (Ин.13.35).
Другим нашим подарком, который мы жертвенно можем принести к Вифлиемским яслям, пусть будет твёрдая, непоколебимая и живая наша вера. И если первый подарок, подарок любви, требует от каждого из нас жертвенности и самоотречённости, то дар веры приносится нами всецелой преданностью себя в руки Божьи.
Таких примеров твёрдой и непоколебимой веры на всесильную помощь Божью есть чрезвычайно много. И образцом веры является не только вера патриарха Авраама и Пресвятой Богородицы. Для каждого из нас ярким примером веры в Бога является и вера мудрецов-волхвов, и вера простых Вифлеемских пастухов. Не случайно, принести свои подарки Новорождённому Богомладенцу Христу сподобились сначала простые Вифлеемские пастухи, а уж потом учёные волхвы. Этим самым Господь ещё и ещё раз утверждает нас, что "Жертва Богу – дух сокрушен: сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит" (Пс.50). А потому, если Господь принял этот дар веры как от учёных так и от некнижных – то примет Он и от каждого из нас, если эта вера будет искренней.
Господу не нужны ни наша гордость, ни наши материальные достижения, ни даже наша земная слава. Христианская вера – это не мировоззрение, не дипломы и не ордена. Христианская вера – это жизнь по Евангелию. И нужно жить так, как учит нас Евангелие, а иначе каждое наше слово будет ложью. Прискорбной укоризной станут для нас и наши суетные помыслы и наше стремление превознестись друг перед другом.
Сегодня, хотя и не совсем свободно, но мы действительно имеем возможность не только исповедовать, но и провозглашать свою веру. И в эту эпоху 21 века мы должны быть исповедниками, исповедуя Православную веру – веру в Бога, не только устами, не только хитрословесной, а зачастую и пустой проповедью, - но исповедовать её жизнью своей.
Мы должны быть такими христианами, взирая на которых, каждый из окружающих нас, должен бы задаться вопросом: "Откуда в этом человеке такое могущество духа?! Откуда в нём силы так жить, так ярко светить для других?!"
И, если мы станем для своих современников живым вопросом откуда в нас сила духа, веры, жизни и любви – мы сможем ответить:"Христос - моя сила, Бог и Господь" . Аминь.
Марк, Архиепископ Хустский и Виноградовский