Лауреат фестиваля "Молодость" Максим Васянович: "Закарпатье - это место для вдохновения"

Премьера лучшего украинского фильма на Закарпатье

Лауреат фестиваля "Молодость" Максим Васянович: "Закарпатье - это место для вдохновения"
39-и международный кинофестиваль "Молодость" обнажил не только плечи "суперстар" прошлого Катрин Денев, но и проблемы украинской кинематографии, тесно переплетенные с нынешней ситуацией в экономике нашей страны. Но ведь в стране царит "кризис". И на него можно было теперь списать все. Обещанного Минкультом миллиона гривен "Молодость" так и не увидела, хотя почетный президент фестиваля Виктор Ющенко распорядился "оказать поддержку" кинофоруму, правда не уточнил какую именно и в каком объеме. Поэтому пришлось работать во фронтовых условиях. А зрителям жаться друг к другу в тесном и душном кинотеатре "Киев".
  
Не удивительно, что основное внимание было привлечено к западным фильмам и заезжим "звездам" - типа мускулистого Жан-Клода Ван Дама или "подруги агента 007" Ольги Куриленко. Ведь отечественное кино вроде бы есть, но на самом деле его как бы не существует. И хотя на фестивале показали аж 26 картин отечественного производства, но лишь три из них участвовали в конкурсной программе.
 
Поэтому не удивительно, что лучшим украинским фильмом на нынешней "Молодости" признали документальную ленту с довольно странным названием "Мама умерла в субботу на кухне" 26-летнего режиссера Максима Васяновича. Нет, фильм для дебюта получился и вправду неплохой, но ведь и выбирать было практически не из чего.
 
А вот даже наградить молодого режиссера оказалось ничем - денег на это ... не хватило. Денежные премии получили лишь иностранные фильмы, которые кажется не обделены вниманием и у себя в Европе. Единственное, что пообещал сделать для украинского лауреата арт-директор фестиваля Андрей Халпахчи - это перевести его видео на пленку, чтобы отослать на другие фестивали. И все-таки приз Максим Васянович получил, правда ... от египетской кинокомпании "АМА Fіlm". Молодого режиссера наградили возможностью снять свою следующую картину на лучшей студии Египта. В его распоряжении будет все необходимое - камера, освещение и прочее оборудование иностранной кинокомпании.
 
Фильм Васяновича я посмотрел еще до всех премьерных показов. Удалось посмотреть его на Закарпатье, в Берегове, куда Максим Васянович приехал в гости к друзьям. Такого рода премьеры у нас происходят не часто. Поэтому нас, немногих приглашенных на показ, действительно очень впечатлил эта довольно таки откровенный и "зрелая" кинолента, не очень вяжущаяся с этим худощавым пареньком в тельняшке. К счастью нет в нем ни насилия, ни секса, что так свойственно современному кино, больше показаны именно внутренние переживания главного героя. Сам фильм - это подготовка концерта к юбилейному концерту дирижера провинциального оркестра, часто методом "скрытой камеры", откровенный и трагический рассказ сына о самых дорогих ему людях (отце и маме). Снималась лента тяжело и долго – более трех лет. И кабы не пришла неожиданная помощь со стороны телекомпаний Швеции и Финляндии, то фильм мог бы еще долго идти к нашему зрителю. Хотя есть и на этот счет сомнения. Ведь широкий (т. е. телевизионный) зритель до сих пор не знаком с произведением Игоря Стрембицкого, единственного лауреата Каннского фестиваля от Украины. Ведь далеко не каждый может позволить себе раскатывать по фестивалям…       
Мы разговаривали с Максимом до показа его фильма "на люди". И оказалось, что это практически одно из первых его интервью. А ныне он почти "звезда"! Кто знает – может быть уже и Канны не за горами? Хотя, как утверждает практика, даже всеобщее международное признание не всегда дает возможность украинскому режиссеру реализовать себя на родине…
        
- Максим, ты, наверное, избрал профессию благодаря старшему брату?
 
- Вообще то я считал, что стану музыкантом, поскольку родился в музыкальной семье. И по моему фильму это видно... Однако и сам не знал точно чего именно хочу после школы: документы подал сразу в шесть столичных ВУЗа. К тому времени удалось помочь старшему брату (режиссеру Валентину Васяновичу, автору лент "На память", "Старые люди", "Линия", "Против солнца". - авт.) снять фильм, и это видимо сильно повлияло на мой выбор – поступил в институт Карпенка-Карого. Повезло - азы документалистики учил у мастерской известного Александра Коваля. После съемок фильма "Старые люди" я в кино по-настоящему влюбился. Это был дипломный проект брата - черно-белое кино, снятое еще на пленку, со всякими экспедициями и вылазками на периферию. Лента о малой родине нашего отца, о поколении, которое уходит... Теперь я понял, что судьба мне тогда сделала огромный подарок.
 
- Как родилась идея твоей дебютной ленты?
 
- Детство мое прошло за кулисами провинциальной филармонии в Житомире. Я очень люблю всех этих людей, и потому захотелось таким образом как бы проститься с детством. Отснял маленькую зарисовку, которая начала обрастать деталями. Появились персонажи, и внезапно возник образ моего отца - как центральной фигуры. В конце-концов, акценты сместились именно на семейную тематику...
 
В первую очередь я хотел отблагодарить своего отца, который пожертвовал своей мечтой о большой сцене ради моего детства. Во-вторых, это мои раздумья о сущности творчества. Для меня как для начинающего было также важно ответить на один вопрос: что можно снимать, а что нет нужды. Что следует показывать в кино, а что нет. Где эта моральная граница... Ведь мои любимые режиссеры - документалисты Виктор Косаковский или Сергей Дворцевой также задавались подобными вопросами...
 
- У тебя произошло что-то подобное во время съемок?
 
- У отца случился инсульт. Этот трагический эпизод произошел случайно, но я думаю, что случайностей не бывает. В любом случае он поставил точку в моем фильме. Нам нужно было отснять с оператором лишь одну деталь - старенький радиоприемник в филармонии, из которого звучит соната Бетховена. Потом мы выпили пива с папой, и поехали прочь. Однако через несколько минут мне перезвонили и сказали: возвращайся, твоему отцу плохо. Уже приехала "скорая". И оператор спрашивает меня: это снимать?..
 
- ?
 
- На самом деле в документальном кино этика - это очень сложная вещь. Оператор должен снимать все, что происходит вокруг - такая уж у него профессия. Еще Герц Франк, известный латышский документалист, автор фильма "На десять минут старше" был просто взбешен, когда оператор отвернул камеру во время съемок, поскольку какая-то машина вдруг рядом сбила женщину... Поэтому совсем неудивительно, что мой оператор задал этот вопрос. Однако для меня лично кино – все-таки остается лишь кино, а жизнь - это жизнь. Есть вещи и грани, которые не следует переступать. Хотя даже относительно названия моей ленты люди по-разному реагируют. И даже предъявляют обвинение, что я будто бы "продаю" свою семью ради славы. Поэтому у меня и была задача: сделать фильм так, чтобы было видно, что это - не спекуляция. Я придумал для себя одну простую формулу: если ты раздеваешь своих персонажей, пожалуйста, будь добр, разденься и сам. Нужно быть честным перед зрителем.
 
- И, все-таки, откуда такое странное название?
 
- Отправным событием стала история 25-летней давности, когда мама не отпустила отца, дирижера периферийного оркестра, работать в Москву, таким образом, не дав ему осуществить свою мечту. Ведь в определенном случае это произошло из-за меня... Поэтому фигура матери стала ключевой – она так решила и повлияла на дальнейшую отцовскую и мою судьбу...
 
- Ты чувствуешь за собой вину, что так произошло?
 
- Теперь нет. Абсолютно. До съемки фильма это еще было... Однако теперь стало легче - и мне, и отцу.
 
- Несколько слов о документальном кино в Украине. Твое мнение – что нужно делать, чтобы оно не исчезло вовсе?
 
- Вообще с кино в Украине ситуация плачевная. Всё украинское кино существует не благодаря, а скорее вопреки всему. Конечно, я считаю, что поддержка кинематографии - это дело государства, так как снимать фильмы очень дорого. Лишь несколько стран мира могут позволить себе снимать полноценное кино - Китай, Индия, США, Россия. Хотя, если говорить только про документальное кино в Украине, то оно есть - постоянно появляются среди молодежи талантливые режиссеры. Однако выживают они скорее "партизанским" способом. Т.е. снимают или на свои деньги, или на деньги заграничных грантов, кому как удается. Еще одна проблема - эти фильмы не доходят к зрителю. Разве лишь маргинальные фильмы, которые время от времени крутят по телевидению. А ведь школа у нас неплохая, а режиссеры регулярно получают заслуженные призы на международных фестивалях. Но существует лишь благодаря воле и тяжелейших усилий людей, которые его любят и ценят. Это настоящие фанаты своего дела.
 
- Тебе также удалось привлечь заграничных партнеров?
 
- Да, но этот "бонус" пришел уже задним числом, поскольку все производство я начинал за собственные скудные средства. И как бы пафосно это не звучало - этот фильм для меня был смыслом жизни последние три года. Это был вопрос моего будущего, моего удачного дебюта... А потом судьба наградила меня поддержкой со стороны финского и шведского телевидения, которые гарантировали покупку моего фильма. Это значит, что фильм покажут по национальному телевидению в этих странах.
 
- Надеешься на успех?
 
- Плох тот солдат... Жду также ответов от фестивалей документального кино в Лейпциге и Шеффилде.
 
- По твоему мнению успех Игоря Стрембицкого, который стал первым украинцем, получившим приз в Каннах, был просто случайностью?
 
- В случае фестивальном успехе заведомых правил не бывает. Игоря я знаю лично, немало  было сказано друг другу, задумано и выпито вместе в общежитии института... Он очень талантливый человек, и я очень рад за него. Это именно тот случай, когда талант был оценен адекватно. Но это не исключение – ведь зачастую даже студенческие работы украинцев попадаются на престижные фестивали. Однако на развитие национального кино эти успехи  никак не влияют...
 
- Тяжело было снимать фильм?
 
- Все технологии с каждым годом дешевеют, а снимать видео может теперь позволить каждый. Конечно, самое документальное кино снимать дешевле. Но простота его только мнимая. Большинство хороших документальных фильмов создавали очень долго. Чтобы собрать по крохам достойного материала на полчаса и "вести" своих персонажей нужно иногда затратить и два-три года. Например, российский режиссер Сергей Мирошниченко снимает пожизненный проект о детях, которые растут и взрослеют, начиная с самого развала Союза...
 
- Думал уже, о чем будет твоя следующая лента?
 
- Сейчас нахожусь в поисках темы. Хочется, чтобы следующий фильм стал для меня настолько же важным, как и дебютный. Поскольку понял главное: работа, которую ты делаешь должна стать смыслом жизни на этот определенный период. Иначе на успех рассчитывать не приходится.
 
- Возможно, она будет про Закарпатье? Кстати, какие впечатления от нашего края?
 
- Очень хорошие впечатления. Тут несколько иная культура, другая атмосфера – и эта разница мне очень нравится. Давно мечтал побывать в таком городе, где говорят на незнакомом мне языке. И, наконец, нашел такой, причем у нас, в Украине. Берегово - небольшой, но очень европейский городок, где все смешалось - венгерский, чешский, советский периоды. А Закарпатье – это такое место на карте Украины, где можно прекрасно отдохнуть, собраться с мыслями и спланировать, что будешь делать в будущем. Я с огромным удовольствием именно тут бы и жил...
 
- Спасибо за интервью. Приезжай почаще, успехов в творчестве!
Александр Ворошилов, "Старий замок "Паланок". Фото автора
11 грудня 2009р.

Теги: фільм, кинофестиваль, "Молодость"

Коментарі

hamyequique 2010-01-02 / 16:14:00
Интересно написано....но многое остается непонятнымb

counter strike 2009-12-31 / 12:24:00
prikolno

spasibo







hamyequique 2009-12-30 / 07:15:00
Интересно написано....но многое остается непонятнымb

НОВИНИ: Погода

12:54
На Закарпаття насуваються грози
12:31
На Закарпаття йдуть зливи, грози та шквали, у річках і потоках піднімуться рівні води
15:01
На Закарпаття насуваються зливи, грози та шквали
12:23
На Закарпаття йдуть грози, шквали і град
15:07
/ 1
На Закарпатті в другій половині дня – грози
11:22
Уночі та вранці 22 березня на Закарпатті очікуються заморозки
11:03
На річках Закарпаття "безнегативно" добігатиме паводкова хвиля, холод зупинить дощі
10:50
На Закарпаття насувається снігова негода
19:48
Наступної доби синоптики прогнозуть Закарпаттю справжню зиму
10:36
Сніг та ожеледь: вночі на автодорогах Закарпаття працювала техніка
22:35
На Закарпаття йде сніг. Снігоприбиральна техніка чергуватиме на перевалах Закарпаття
10:47
/ 7
З неділі на Закарпатті очікується різке погіршення погоди
18:04
Дощові дні синоптики прогнозують на Закарпатті
15:00
На більшій частині Закарпаття очікуються грози
09:25
На Закарпатті прогнозують короткочасні дощі
18:00
На гори та передгіря Закарпаття насуваються грози і шквали
22:19
Закарпатські метеорологи попередили про сильні заморозки 4 квітня
09:21
На Закарпатті очікують потепління
17:27
Завтра на Закарпатті – дощі, в горах – сніг
09:49
Лютий розпочнеться на Закарпатті з похолоданням та снігом
16:10
На річках Закарпаття сформувалися максимальні рівні води – гідрологічне попередження
15:58
/ 1
Закарпатські синоптики попередждають про ожеледицю
13:37
На Закарпатті засніжило гірські перевали
09:12
Дощ та мокрий сніг прогнозують на Закарпатті
10:56
На Закарпатті вже до кінця тижня чекають на нічні заморозки
» Всі новини