Ежегодно летом в эту долину съезжаются несколько тысяч человек из стран бывшего СССР (в этом году около трех тысяч), чтобы позитивно провести время и отдохнуть от цивилизации, суеты и забот. Кто-то приезжает сюда на день-два, кое-кто задерживается на неделю, некоторые - на весь теплый сезон. Большая часть контингента Шипота - представители различных субкультур, а также чудаки, маргиналы и любознательные путешественники...
Хиппи, панки, нудистов, анархист...
Основали Шипит как явление несколько хиппи в 1993 году. На протяжении многих лет это было место "паломничества" приверженцев различных субкультур из постсоветского пространства. С годами явление приобрело массовый характер, а контингент становился все проще (без самоидентификации с какой-нибудь субкультурой). Сейчас таких большинство. Люди просто приезжают сюда, чтобы отдохнуть на природе и понаблюдать за неплохой аттракцией - смесью причудливой одежды, поведения, ритуалов и стиля жизни. Шипот - это сплетение национальностей, взглядов и идеалов. Хиппи, панки, анархистов, борцы с режимами, необычные таланты (например, плетение бабочек или игра на самодельных инструментах), пиякы и бродяги, нудистов и рунвировци...
"Поздравляем! Выпить что-то есть?"
На полонине размером в пять-шесть футбольных полей раскинулся палаточный городок со своими кострами, флагами, языками и культурами. Красно-черный флаг, сине-желтый, флаги Белоруссии, Бразилии, растаманы (курят "травку", носят дреды и слушают регги)... "Пипл (от английского people - люди), не видели, где луганские стоят?", - спрашивает молодой парень. "Нет, здесь Броды, Сумы, Львов", - отвечаем. Пять-шесть палаток образуют дворы с очагами внутри. Возле дворов таблички - "Ужгород", "Бердичев" .. Первым словам во время выхода на полонину часто есть такие: "Добро пожаловать на Шипот! Выпить есть что-то? "
На Шипоте проявления агрессии является нетипичным явлением. А то настолько разнородныое население просто убивало бы друг друга. А так националисты, анархисты и "східняки" рассказывают шутки и поют вместе, старые дядьки и подростки рассказывают друг другу интересные жизненные истории, латыши и белорусы общаются языковым суржиком... В одном месте курят "травку", выбивая шаманские мотивы на тамтамах (африканские барабаны). В противоположной стороне пъянствуют, поют под гитару, еще в другой - панки со своими чашечками, привязанными к брюкам, просят налить чего-нибудь выпить... Кто-то спит пьяный в разодранной одежде в траве, кто-то готовит ужин, откуда-то доносятся звуки, как громко любят, вдалеке играют в волейбол... Это хипповый "город счастья", где есть "секс, пойло и рок-н-ролл". Это место анархической свободы - ходи голым, занимайся сексом, пей до упада, медитируй или "пасись" на чернике. Только других не раздражай... Люди открытые и здороваются друг с другом. И не имеет значения, что они незнакомы. Большинство улыбающиеся и жизнерадостные, открытые к беседе и запанибрата.
"Бабло" побеждает "зло"
Фирменные здешние напитки - местный шмурдяк и самогон. Также местные жители активно продают молоко и сыворотку. Чем ближе к Шипоту - тем дороже, чем дальше в глубь села Пилипец, - тем дешевле. Ее величество коммерция достучалась и к этой асоциальной территории. Невдалеке от Шипота магазинчик "Плай" перерастает в гостиничный комплекс. Здесь целый день очереди по нечто. Это уже третий или четвертый гостиничный комплекс с банями и горнолыжными трассами в этом селе. Предприимчивые бизнесмены из Киева и других крупных городов скупают землю и обустраивают территорию под туристическую Мекку. Сюда приезжают круглый год отдыхать состоятельные люди из Киева и Москвы. Теперь они выходят на Шипот посмотреть, как в зоопарк, на тамошнюю жизнь.
А в водопад наголяса слабо?
Местной "изюминкой" является купание наголяса в водопаде Шипот. После бурной ночи несколько секунд под водопадом моментально приведут в чувство.
Где-где на Шипот виднеются индейские вигвамы (каркас здания, обкопанный и обложенный камнем, - сосны, дно - щедро застеленное ветвями ели, стены - клейонка или брезент). На окраине живут "олдовые" (от английского old - старый) хиппи - основатели Шипота. Однако поговаривают, что большинство из них из-за чрезмерной концентрации "гражданских" и коммерциализацию перебрались в другое место в Карпатах ... Местной "изюминкой" является купание наголяса в водопаде Шипот. После бурной ночи несколько секунд под водопадом моментально приведут в чувство. Вода в нем холодная, как лед, и купаются в основном в хорошую погоду, которая здесь бывает редко. Так как Шипот - это подножие хребта, здесь часто останавливаются облака и дождь может идти не переставая едва ли не целую неделю. Или погода меняется пять раз в час. Дождь-солнце-дождь, дождь-солнце... Длительная хорошая погода здесь не меньшая редкость, чем снег в Африке.
Правил нет, но сорить нельзя
Приятно удивляет экологическое сознание шипотцев - 90% честно сносят мусор к контейнерам внизу, у входа в заповедник. И не имеет значения, или ты панк-нигилист или нудистов-анархист, - все равно рубить можно только сухие деревья, мусор следует выносить, а огонь раскладывать подальше от стволов деревьев. Неписанные правила, которых придерживается большинство. Тот, кто не соблюдает, получает замечания от соседей или местных авторитетов - "олдовых" хиппи. "Олдовые" живут в резервации на окраине полонины в вигвамах, имитируя индейские племя. Приятно также видеть, как несколько раз люди возвращали владельцам потерянные мобильные или кошельки, без торга за выкуп ценной вещи. Конечно, собственник за это сам угощал пивом или вином...
Как на Купала языки огня черное небо лижут...
Апогеем Шипот есть ватра на Купала (именно на нее большинство и приезжает). Ватру составляют из сухих сосен, она достигает 10 метров в высоту. Когда приходят сумерки, ватру поджигают. Под шаманские ритмы тамтамов и рыдания, которые должны напоминать шаманские заклинания, люди танцуют в танце вокруг костра. Остальные стоят вблизи - разговаривают, знакомятся, что-то пьют, каждый раз отодвигаясь от костра, возле которого делается нестерпимо горячо, идут искать цвет папоротника... Языки пламени лижут черное небо. Эта картинка, овеянная купальские легендами, замешанная в окружающем гармидере, щедро скропленная спиртным и продымленная "травкою", и создает атмосферу Шипота. Итак, праздник удался. "До следующего года, встретимся на Шипоте", - говорят тебе на следующий день на прощание...
Фото Шипот -2008 - www.tour.uzhgorod.ua