Я вспомнил этот инцидент в связи с другим, более свежим случаем, произошедшем на моих глазах пару дней назад в другой культурной столице (мы-то, харьковчане, знаем, кто есть кто среди "столиц"). На остановке "Проспект Гагарина" в так называемое "маршрутное такси", направлявшееся в сторону аэропорта попытались войти два пенсионера (судя по внешнему виду — пенсионера у нас можно узнать не только по возрасту). Последовавшая сцена превзошла все, что лично я видел в этих "такси" ранее. Водитель — мужлан в засученных до ушей спортивных штанах и драной майке, наполовину высунувшись из командорского места, — прямо-таки заорал на опешивших ветеранов. Тут было все — и "совсем охренели эти…!", и "чего лезете в маршрутку — есть для вас троллейбус!", "я уже взял пятерых таких как вы!", "какого… не сели в 115-й, а претесь в мой!", и "какие на… дети войны!", "а мне кто будет платить!?", "я не обязан возить всех бесплатно!" и прочее в таком же духе. (Из санитарно-гигиенических соображений привести весь набор воплей обезумевшего хама за рулем не представляется возможным.)
Приводить какие-то подробности, имена, номер маршрута ("для принятие мер") в данном случае совершенно бессмысленно и просто глупо. "Случай в автобусе" (в этом вся беда) — не исключение, а абсолютная, устоявшаяся практика, чрезвычайно точно иллюстрирующая реальное положение дел в Украине. В нашем виртуальном "государстве" существуют два правопорядка. Первый — в официальных документах, законах "о том, о сем, пятом-десятом", второй, настоящий правопорядок имеет место в реальном мире — в автобусе (маршрутке), в поликлинике, в суде, в милиции и т. п.
Кстати о так называемых маршрутках. Как и многие другие слова из современного украинского новояза (типа "социальные сорта хлеба".), это понятие как нельзя точно характеризует наши "реалии" — вместо решения проблем мы изобретаем слова, эти проблемы маскирующие. Пенсионерам, ветеранам и прочему "контингенту" можно бесплатно ездить автобусом — "кроме такси". Вот вам и "маршрутка".
Если бы власть, "компетентные органы" действительно возжелали раз и навсегда решить проблему с недобросовестными "перевозчиками", отказывающимися брать на борт льготников (а то и просто вышвыривающих последних за борт), — если бы это входило в планы контролеров, здесь давно был бы наведен порядок. Пару показательных лишений лицензий с широковещательной информационной компанией по всем каналам — и на следующий день "контингент" садился бы в автобус без опасения получить эмоциональный шок или, того хуже, инфаркт. Да и сами льготники почувствовали бы, что закон — на их стороне.
Предчувствую возражения: все не так просто, перевозчики не могут бесплатно возить льготников, государство должно компенсировать им эти затраты и этого не делает, транспортники несут убытки — невозможно работать. В последнем доводе бедных предпринимателей — ответ на все их возражения. Не нравится такой неблагодарный бизнес — переводите "активы" в другой, более спокойный и более прибыльный. А нет — работайте на тех условиях, которые устанавливает государство. Не нравится государство (то бишь власть) — меняйте ее. Продавливайте — законно — "монетизацию" и т. п. А вариант "Не буду возить, потому что невыгодно" не проходит — наши нищие пенсионеры, забытые "слугами народа" ветераны — тоже люди, и свое право таковыми оставаться, уже оплатили.
А самим обладателям льгот по бесплатному проезду можно только посоветовать: спокойно садитесь в автобус, не вступайте ни в какие пререкания с "перевозчиком", просто запишите не спеша все данные автобуса, номер маршрута, время и позвоните в соответствующее управление, а еще лучше — напишите письмо в прокуратуру. Дальше, извините, не ваше дело. Проверки, которую будут проводить различные "органы", достаточно дорого обойдутся недобросовестным перевозчикам, решающим свои трудности (они на самом деле есть, а у кого их нет?) за счет самых слабых.
И еще совет одного льготника: в случае претензиями со стороны контролера (предъявить удостоверение и т. п.) попросите его самого показать документ. Часто на этом конфликт чудесным образом заканчивается отступлением контролера (или кто там он был на самом деле).
Кому-то проблема передвижения пенсионеров, ветеранов, инвалидов покажется не столь масштабной, как вопрос о том, кто именно из известных нам ничтожеств, претендующих на звание всеукраинских "кондукторов", останется у вожделенного кормила. Как сказать… Ведь все там будем, или — почти все.