«Делается из смереки, которую волна, как мы говорим, то есть гром расколол. Только с той смереки, только такая будет иметь голос» - говорит дидо, любовно постукивая по инструменту сильными ладонями. Так, верховинская трембита должна иметь три метра длины и эталонный голос, подаренный громом. На этот сезон мастер имел лишь две заготовки. Обе пошли в дело. А искать громовицу следует с мая, когда грозы уже похазяйничают в горах, и - до ранней осени, когда древесина наиболее подходящая.
Трембита издавна была неотъемлемым атрибутом верховинца. Когда-то у овцеводов - инструментом больше для подачи сигналов, чем для музыки. Ныне же - фольклорный символ сурового и прекрасного края. Неплохой сувенир для туристов и соскучившихся за родным краем киевлян и иностранцев, но для мастера - это больше, чем ремесло.
На натруженные руки Федора Тархонича - не насмотреться. Очевидно, они хорошо знают это дело. Именно в любимом ремесле, а еще и в музыке и характере верховинца - и секрет его бодрого долголетия. «Я очень, понимаешь, спокойный. Я никогда человеку беду не сделаю, только добро могу сделать. Нервов не имею. Когда моя жена ругается, или еще что-то - я беру скрипку и играю... », - смеется нне по годам крепкий дед.
«Я еще своего прадеда запомнилв - порядочный был человек», - рассказывает верховинец. «Тогда люди долго жили. А что - бедные были, ели на полонине поленту (мамалыгу) и овечьи молоко и сыр. От того не стареет человек. А теперь что - всего хватает, а болеют ... ». «Когда кто нервничает - он долго не живёт», - говорит Федор Тарахонич, который живет на земле своих прадедов и ни на что не променяет ни эти горы, ни 200-летнюю семейную трембиту.
Технологию изготовления верховинского символа - трумбеты - Федор Тарахонич перенял от деда, с которым вместе овчарил в детстве. Мастерство в свою очередь передал внуку. Трембитар знает немало секретов своего ремесла. «Надо, чтобы дерево было сухое. Ой, с темсуета... Очень трудно выделывать, поскольку резцами надо все внутри так соскоблить, чтобы голос был. И на свет дерево проверяю... Работа на долгле время. Но я на это любитель... », - не выпуская из рук трембиту, рассказывает мастер, объясняя: трумбета делается с четверти смерекового ствола, древесина обрабатывается инструментом внутри, потом шлифуется снаружи и скрепляется «обручками». А перед выступлениями он «поит» свою трембиту - для лучшего голоса... Так, однажды на фестивале Федор Васильевич был замечен в «угощение» инструмента водой прямо из Синевира... А что касается тех, кто считает, что затрембитать - легко, предлагаем сначала удержать в руках трехметровую трембиты, ну а затем - и попытаться извлечь из нее голос ...
Этому на протяжении нескольких дней будет учиться владелец новой, последней в этом сезоне, трембиты, ставшей одной из нескольких десятков, сделанных Федором Тарахоничем. Этой весной мастер снова отправится в горы на поиски расколотой молнией смереки, а пока для души играет коломыйки на сопилке, которую также изготовил собственноручно.