Встреча с детской мечтой состоялась в городе Иршава. Прибывший на станцию поезд состоял из весьма потрепанного тепловоза и всего одного вагона, мягко говоря, не сверкавшего чистотой. Поэтому я ограничился фотосъемкой этих «доходяг» и отправился на встречу с Денисом ДОБРА, директором Иршавского центра туризма и экскурсий и большим патриотом Боржавской узкоколейки. Вот что рассказал Денис Иванович.
Кто она такая?
Свое прозвище узкоколейка получила от имени Анна, весьма популярного в карпатских предгорьях. «Анця» — закарпатский вариант уменьшительно-ласкательной формы этого имени. Открыли узкоколейку 23 декабря 1908 г. На церемонии присутствовал сам министр путей сообщения Венгерского королевства (составной части двуединой Австро-Венгерской монархии).
До этого жителям Закарпатья приходилось добираться, например, из Иршавы в город Берегово (расстояние между ними, честно говоря, пустяковое) сутками, а с появлением железной дороги этот путь сократился до 2 часов. Когда была построена Боржавская узкоколейка, жители горных сел получили возможность ездить на заработки в города, которые находились на равнине. Так что традиции закарпатского «заробитчанства», возможно, были заложены именно тогда.
Потом узкоколейка продолжала развиваться и благополучно существовала в Чехословацкой Республике, Венгерском королевстве и Советском Союзе. В «застойные» годы она возила пассажиров и грузы, обслуживая местные предприятия: Должанский лесокомбинат, Приборжавский завод стройматериалов, угольную шахту в Ильнице, Иршавский абразивный завод и Иршавскую мебельную фабрику.
Что с ней стало?
До 1994 г. по узкоколейке осуществлялось очень интенсивное движение до села Кушница. Сейчас там рельсы разобраны, и теперь локомотив с одним вагоном сначала едет из Иршавы в село Хмельник, там к нему цепляют еще два вагона и поезд идет в Виноградов. Из этого города в Хмельник поезд ходит пять раз в день — узкоколейка очень нужна жителям окрестных сел, общая численность населения которых составляет почти 15 тыс. человек. Особенно много пассажиров в воскресенье — в базарный день, когда все три вагона забиты до отказа. До Виноградова из Хмельника можно добраться и автомобильным транспортом, но это неудобно, поскольку маршрутка делает большой крюк.
Тепловозы и вагоны узкоколейки были построены в 70—80-х гг. Проблема в том, что на тепловозах стоят двигатели от танков Т-62, и они рассчитаны на большегрузные составы, а сейчас локомотив тянет не больше трех вагонов — т. е. работает во многом вхолостую. Несмотря на возраст, этот подвижной состав можно реставрировать и ремонтировать в депо в Берегово, где есть соответствующая материальная база.
Как рассказал Денис Добра, «Укрзалізниця», на балансе которой находится Боржавская узкоколейка, считает ее убыточной и уже несколько раз предлагала эту дорогу закрыть. Однако, в соответствии с законом, сделать это можно только при согласии местных органов власти, а ни один депутат Иршавского, Виноградовского и Береговского районных советов, считает Денис Иванович, такое решение не поддержит.
Что дальше?
Денис Добра убежден, что у «Кушницької Анці» большой туристический потенциал. Уверенности директору Иршавского центра туризма придает то, что не один раз он катал туристические группы по узкоколейке и всегда наблюдал восторженную реакцию и детей, и взрослых, поскольку Боржавская дорога проходит по очень живописным местам.
Кроме того, не стоит забывать, что уже не первый год в Закарпатье зимой практически нет снега и несколько лыжных трасс бездействуют. Альтернативой может быть посещение замков в Ужгороде и Мукачево, но больше одного-двух раз туда не сходишь. Тут бы и пригодилась узкоколейка, которая к тому же дала бы Закарпатью не индивидуального, а группового туриста.
А как у соседей?
Недалеко от Украины в румынском уезде Марамуреш также есть узкоколейка, которая приходится ровесницей боржавской. Там три старых паровозика возят лес. Одновременно их владельцы создали парк исторической железнодорожной техники и по той же дороге возят туристов.
Активно используются исторические железные дороги и в Венгрии, а в Будапеште даже соревнования паровозов проводятся.
На стыке границ Украины, Словакии и Польши стоит городок Бещады (он на польской территории). Здесь тоже есть своя узкоколейка, которая проходит по очень красивым местам. И отбоя от туристов в Бещадах не знают, хотя их дорога работает только летом, а не круглый год, как Боржавская.
Что уже сделано?
Нельзя сказать, что в Закарпатье сидят сложа руки и ждут, пока проблема узкоколейки как-нибудь «рассосется». В прошлом году Денис Добра и заместитель председателя Закарпатской обладминистрации Федор Харута разработали программу реконструкции и развития Боржавской узкоколейки. Концепция делалась с прицелом на рассмотрение вопроса в Верховной Раде, но до этого дело не дошло.
Кроме того, в день столетия «Кушницької Анці» председатели райсоветов Берегово, Виноградово и Иршавы, а также некоторых сельских советов выступили с совместной инициативой сохранять и развивать Боржавскую узкоколейку. Сейчас Денис Добра добивается, чтобы их инициатива приобрела вид обращения к Закарпатскому облсовету. Когда документ увидит свет, Денис Иванович собирается направить его в ВР. А пока что «Кушницька Анця» продолжает оставаться в весьма непрезентабельном виде.
Справка
Иршавский центр туризма и экскурсий «Боржава».
Директор — Денис Иванович Добра.
93100, Закарпатская обл., Иршава, ул. Шевченко, 21.
Тел. (03144) 218-70.
Вюношь 2009-02-26 / 23:47:00
...задел за живое. Начало 60-ых.Нищета. Я воспитанник Ильницкой школы интерната раз в один-два месяца езжу с Иршавы в Кушницу и обратно этим поездом. Я не помню что бы в вагоне был мусор, окурки и т.д. Всегда было чисто и как то светло. Проводники и контролеры были только мужчины,вежливые, культурные но настырные страшно. Я как правило,ездил "зайцем"и каждый раз приходилось выслушивать 15-ти минутную проповедь....