С Бартошем встречаемся на автобусной остановке в Чинадиево. Художник ведет к крепости. Серые стены замка потресканы, оконные рамы на втором этаже — почернели. Заходим в середину. Складываю зонтик, но он выпрыгивает из рук.
— Началось, — улыбается Бартош.
Говорит, что в замке действительно случаются странные вещи.
— В прошлом году здесь состоялся концерт, — рассказывает. — Девушки из хора переодевались на втором этаже. Одна из них потеряла золотое кольцо. Мы все перевернули с ног на голову — ничего не нашли. Искали и на следующий день. Через два дня девочка приходит ко мне. Просит пойти в замок. Говорит, ей приснился сон, где искать колечко. Я улыбнулся, потому что думал - шутит. Когда мы пришли, сразу подошла к тому месту, которое мы сто раз проверяли, и подняла кольцо.
Расспрашиваю о других мистических случаях.
— Я не могу о них рассказывать, — говорит. — У меня на это есть весомые причины. Но уверяю вас, что здесь действительно случаются чудеса.
Замок Сент-Микловш Иосиф Бартош арендует с 2001-го.
— Решил спасти от разрушения, — объясняет. — В 1450 году крепость как боевое укрепление начала строить графская семья Перени. Достраивали графы Телегди. Владели крепостью княгиня Илона Зрини, ее сын Франц ІІ Ракоци, графы Шенборны. С 1944-го замок был сельсоветом, военной частью, тюрьмой, складом. Когда я начал собирать документы, никто еще не знал, какова процедура аренды замка. С меня смеялись и в сельском, и в районной советах, но подписали. Оформил аренду, как руины замка, поэтому ничего государству не платили.
Первые средства на восстановление выделило Министерство культуры Венгрии.
— Меня знали как художника. Дали миллион форинтов — приблизительно 5 тысяч долларов, как гумани тарку, — продолжает. — Положили с женой Таней на эти деньги крышу. Иное делаем за собственные средства.
Из-за замка у Иосифа Бартоша были проблемы.
— Одна организация договорилась с другой, чтобы нам выделили дерево, а между собой они не рассчитались. Люди пришли ко мне и говорят, или плати, или садись и везем тебя в лес. Привяжем к дереву. Слава богу, все обошлось. Теперь надеемся на помощь графа Перени — потомка тех Перени, которые строили замок. Он дипломат, представитель Венгрии в Евросоюзе. 8 тысяч гривен пообещали районнае власти.
Заходим в просторное помещение на первом этаже. В замке 13 комнат.
— Здесь — музей кельтской культуры, — рассказывает. — Эти скифские куколки мужчины и женщины, монета ІІ века до нашей эры — из собственной коллекции, — показывает на миниатюрные экспонаты под стеклом. — Всю коллекцию привезу сюда, когда установлю сигнализацию.
Напротив — столик со старинными книгами.
— Это из собственной библиотеки графа Шенборна, — говорит. — Когда его семья покидала замок, люди порастаскивали все, что могли. Теперь вернули. Вот, книжки 1902, 1893, 1885, 1800 гг. А это — первое издание Жюля Верна на древненемецком.
Заходим в соседнюю комнату. На стенах — картины зарубежных художников.
— Когда мы сняли штукатурку, которую наложили военные, стены были черными, закопченными от старинных ламп, — рассказывает Бартош. — Хотели оставить их в таком виде. Но нам сказали: ”Неа. Поскольку это первый замок, который дали в аренду, должны сделать его красиво”. Мы сделали красиво. А венгерские специалисты пришли, посмотрели и говорят: ”О-о, ребята. Вы нарушили все условия реставрации достопримечательностей, принятые Евросоюзом”. Мы не имели права использовать цемент, а только глину, известь и яйца. Как это делали в ХV веке. Но кто нам даст столько яиц? Подсчитали, что только на две комнаты нужный ками он яиц. Но хорошо, что мы спасли замок от полного разрушения.
Чтоб полностью отреставрировать крепость, нужно 1,3 млн евро. На втором этаже Иосиф Бартош планирует обустроить залы для камерной музыки и официальных встреч.
— Я уже обращался во все фонды, которые только существуют. Даже в Австралию писал. Постоянно участвую в международных грантах. Но напрасно, — жалуется. — Замок нужно немедленно реставрировать, потому что он уже наклонился набок. А еще большая беда — природоохранная зона. Бывшие замковые 10 гектаров теперь в собственности автопредприятия.