Самый высокий уровень знаний продемонстрировали учащиеся столичных школ и западного региона — Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Из этих регионов более 20% участников независимого оценивания набрали 173-200 баллов.
Наихудшие результаты по итогам внешнего тестирования показали школьники Луганской области. Проблемы у них не только с украинским языком. Низкие результаты Луганская область показала и по математике. 10% тамошних школьников не смогли набрать 124 балла (что можно приравнять к оценке «неудовлетворительно»). А планка в 173 балла («отлично») по этому предмету оказалась непосильной для более чем 90% представителей региона. Похожая ситуация в области сложилась и с таким предметом, как физика.
Луганские просветители пока не готовы объяснить причины такого провала. «Анализировать результаты тестирования мы будем после того, как закончится вступительная кампания, — сообщила «ДЕЛУ» начальник управления образования и науки Луганской облгосадминистрации Ирина Цымбал. — Тогда я соберу всех участников тестирования, все выскажутся, их предложения направим в Минобразования. А сейчас нам надо готовиться к новому учебному году».
В то же время Цымбал добавила, что в рейтинге по количеству участников тестирования, которые получили меньше 124 баллов сразу по двум и больше предметам, Луганская область имеет не такие уж плохие показатели. «Если по Украине средний процент — 6,39, то у нас — 7%», — утверждает чиновник.
В городах знают математику
Лучше всего знают математику в Киеве. Высокие результаты показали 27% столичных школьников. В пятерке лидеров значатся Львовская область, город Севастополь, Черниговская и Сумская области. В этих регионах высокие результаты дали от 18 до 25% участников тестирования.
Киевская область по обоим предметам отстает от Киева. Если в столице отличные знания по математике показали 27% вчерашних школьников, то в пригороде этот показатель вдвое меньший (13%). По украинскому языку и литературе разница в результатах не такая большая, но тоже есть: в Киеве — 22% отличников, в Киевской области — только 14,5%.
Высокий уровень знаний показали школьники Севастополя. И не только по математике (в рейтинге знаний по этой дисциплине они заняли вторую строчку среди своих ровесников из других областей). Сравнительно неплохие результаты показало тестирование по украинскому языку в этом городе. Севастопольцы оказались в середине рейтинга отличников, заняв 15-е место.
Севастополь знает «мову»
Заместитель начальника управления образования и науки Севастопольской горадминистрации Жанна Слюсар пояснила такие хорошие показатели традиционно русскоязычного города: «Во-первых, с 1998 года у нас во всех без исключения школах изучается украинский язык. Во-вторых, своим региональным решением еще до выхода отраслевой министерской программы мы на протяжении последних трех лет добавляли в 10-11-х классах дополнительный час на изучение украинского языка. Отсутствие языковой среды приводит к тому, что язык изучается именно как научный предмет».
Кроме того, по словам Слюсар, в Севастополе достаточно квалифицированных кадров — все вакансии учителей украинского языка в 74 городских школах были закрыты выпускниками местного гуманитарного университета.
Самый высокий уровень знаний по украинскому языку и литературе продемонстрировали учащиеся столичных школ. Кроме Киева, в первой пятерке оказались представители западного региона Украины: Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской областей. Все они показали практически одинаковые результаты — более 20% участников независимого оценивания из этих областей набрали 173-200 баллов. Пятерку отличников замыкает Житомирская область.
О повышении уровня преподавания следует призадуматься крымчанам, кирово-градцам, винничанам и запорожцам. Как по украинскому языку и литературе, так и по математике их регионы — далеко не первые.
Начальник управления образования и науки Запорожской облгосадминистрации Александр Верозубов согласился прокомментировать уровень знаний запорожских школьников только после того, как Центр оценивания пришлет им обещанные распечатки с результатами тестирования по каждому району, городу и школе. «Только тогда мы сможем делать выводы. Мне же надо посмотреть, кто нас тянул вниз, по какой причине», — сказал Верозубов.
Чиновник также отметил, что в значительной мере область потянули вниз сельские школы. По его словам, в 2006 году, когда в тестировании участвовали только городские учебные заведения, результаты были «замечательными». «В сельских школах учитель может преподавать несколько предметов, — объясняет чиновник. — Если у учителя нет нагрузки 18 часов в неделю по профильному предмету, его «догружают» другими дисциплинами. Например, учитель-химик, в плане которого на химию предусмотрено 11 часов, дополнительно может преподавать что угодно».